Телефонное мошенничество известно давно – оно возникло вскоре после массового распространения домашних и сотовых телефонов.
В настоящее
время случаи телефонного мошенничества множатся с каждым годом. В организации
телефонных махинаций участвуют несколько преступников. Очень часто в такие
группы входят злоумышленники, отбывающие срок в местах лишения свободы,
расположенных в других субъектах РФ. Мошенники разбираются в психологии, и
умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую жертва
мошенничества невольно выдаёт при общении. Чаще всего в сети телефонных
мошенников попадаются пожилые люди. И это неслучайно, поскольку пожилые
граждане зачастую испытывают чувство одиночества и изолированности, они доверчивы
и легко поддаются внушению со стороны. По оценке экспертов, доля пожилых людей
среди потерпевших от мошенников составляет почти 80%.
Схем совершения телефонных мошенничеств множество и описать их все не
представляется. возможным, поэтому остановлюсь на самых популярных.
Так, все еще
остается популярным способ, когда мошенники звонят потерпевшим, представляясь
сотрудниками правоохранительных органов, сообщают заведомо ложные сведения о
том, что родственник попал в ДТП или совершил преступление и для решения
проблемы необходима определенная денежная сумма, за которой приедет некий
курьер. Иногда преступники представляются сыновьями либо внуками пожилых людей,
сообщают о том, что попали в ДТП и срочно нужно передать деньги человеку,
который подъедет за ними.
Противодействовать указанному мошенничеству очень просто. Отметьте в телефонной
книжке мобильного телефона номера всех родственников, друзей и знакомых. В
случае, если Ваш близкий звонит с неизвестного Вам номера, перезвоните на
имеющийся в записной книжке телефона номер и уточните сообщенные Вам сведения.
Если Ваш близкий не берет трубку или находится вне зоны действия сети,
созвонитесь с общими знакомыми и выясните причину, по которой близкий человек
не выходит на связь.
В любом случае, перевод денежных средств необходимо осуществлять на те банковские реквизиты и номер телефона, которые известны Вам, а не на те, которые сообщает неизвестное Вам лицо. Если Вашему близкому понадобились денежные средства, то ему не составит труда снять их с собственной банковской карты.
Одним из ходовых у мошенников способов, хотя и теряющий популярность, является розыгрыш призов, когда мошенник сообщает Вам о том, что Вы выиграли ценный приз, но существует один маленький нюанс – для получения приза необходимо оплатить налог на выигрыш, либо оплатить его доставку.
Помните, что
бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если Вы не регистрировались для
участия в какой-либо акции, то, следовательно, не могли и выиграть. Оформление
выигрыша никогда не происходит только по телефону или интернету. Если Вас не
просят приехать в офис организатора акции с документами – это мошенничество.
Самый часто встречающийся способ в последнее время – представиться сотрудником
банка и сообщить сведения о блокировке карты/счета, попытки неизвестного лица
списать денежные средства с карты или оформить кредит.
Так, на мобильный телефон потерпевшего приходит смс-сообщение примерно такого содержания: «Ваша карта заблокирована», «платеж на такую-то сумму одобрен, подробности по телефону…». Доверчивому гражданину, позвонившему на указанный в сообщении телефон, отвечает якобы представитель технической службы или службы безопасности банка (какого – не уточняют), просят срочно передать данные карты или же перевести средства на продиктованный счет, дабы карту не взломали мошенники, пробившиеся в службу безопасности банка. Для этой цели мошенники просят подойти к ближайшему банкомату, войти в меню оплаты номеров мобильной связи и набрать ряд цифр. Люди, думая, что совершают операцию по разблокировке карты или отмене перевода, сами перечисляют все средства со своей карты на чужой абонентский номер или банковский счет, и только потом звонят в банк, узнать, что же случилось.
Либо, мошенники могут позвонить с неизвестного номера, представиться сотрудником банка (даже того, в котором потерпевший никогда не обслуживался), сотрудником правоохранительных органов или Центрального банка РФ и сообщить информацию о том, что заподозрены сомнительные операции по Вашему счету и есть предположение, что «мошенники» пытаются завладеть денежными средствами. С целью «сохранить» денежные средства, Вам предложат перевести их на некий счет, с которого они в последующем вернутся, после того как закончится внутренняя проверка банка или правоохранительного органа. В добавок ко всему предлагают оформить все возможные кредиты, дабы мнимые «мошенники» не оформили кредиты и не вывели денежные средства. Доверчивые люди, боясь за свою имущественную состоятельность и накопленные сбережения, выполнят указания мошенников и лишаются всех денежных средств.
Помните, что
сотрудники банка всегда звонят и пишут с единого номера банка, например: 900 у
ПАО «Сберанк» или 1000 у «ВТБ». Звонить и писать с других номеров, а тем более
через мессенджеры, как например «WhatsApp», они не могут. Если Вам сообщают о
том, что неизвестное лицо пытается получить доступ к Вашим счетам, или
совершаются сомнительные действия по Вашим картам, сообщайте звонившему, чтобы
блокировали Вашу карту, кладите трубку и звоните в банк по известному Вам
номеру телефона или лично посетите отделение банка. Помните, перевыпустить
карту или разблокировать личный кабинет вопрос нескольких минут при посещении
отделения банка, а возврат денежных средств с мошенника может затянуться на
месяцы, а то и годы.
Кроме того, сотрудники банка никогда не будут просить назвать номер Вашей карты
полностью или сообщить другие сведения о карте (дата, до которой действительна
карта, CVC-код и прочее), не будут выяснять Ваши ФИО и дату рождения, и адрес,
где Вы живете.
Помните о необходимости всегда перепроверять сообщаемую Вам информацию и
никогда не доверяйте незнакомцам.