В целях ознакомления учащихся со стихами о войне и творчеством Мусы Джалиля, раскрытия потрясающего смысла его стихотворений, формирования чувства толерантности, уважения к поэзии другого народа, сострадания, чувства гордости, уважения к старшему поколению, которое прошло через суровое время войны, в 11 классе провели урок «Тема Великой Отечественной войны в творчестве Мусы Джалиля». Урок сопровождался мультимедийной презентацией.
Муса Джалиль – поэт, завоевавший в татарской поэзии прочное место уже в довоенную пору. В войну он вступил как зрелый поэт, неутомимый общественный деятель, закаленный руководитель. Его поэзия стремится выше и выше. 23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага».
В ходе урока учащиеся читали его стихи «Варварство», «Слеза», «Перед атакой», «Азимут», «След», «Волки», «Последняя песня», «Осужденный», «Перед судом» и т.д.
«Моабитская тетрадь» - глубоко личное, сокровенное творение. Но от этого оно не перестает быть общественно значимым. Здесь найден тот чудесный сплав личного и общенародного, к которому поэт стремился всю жизнь. Стихи не просто публицистичны, они наполнены ярким чувством любви к жизни, веры в Победу.
Одно из главных достоинств моабитского цикла, обеспечившее его широчайшую популярность,- ощущение подлинности. Мы верим каждому слову, ощущаем ледяное дыхание смерти, стоявшей за спиной поэта. И острая боль разлуки, и тоска по воле, и горечь, и сомнения, и гордое презрение к смерти, и ненависть к врагу — все это воссоздано с потрясающей силой.
Тема стихов – война, общественно значимая тема, где от каждого человека зависит многое, где человек, защищая Родину, по-прежнему испытывает чувства любви, радости, надежды. Идея – мы победим врага. Сам поэт - человек, который любит жизнь, но, если будет нужно, отдаст ее Родине; человек светлый, искренний, надежный, любящий всех, кто живет в ладу с правдой и человеколюбием.
Его стихи жизнеутверждающие, с яркой публицистичностью и убежденностью.
А в конце урока учащиеся написали письмо М.Джалилю.